Урок 3. Теория ветрового окна и основы управления кайтом
Ветровое окно – ключевое понятие в теории и практике обращения с кайтом. Верное представление о нем необходимо с самого начала – даже для того, чтобы просто поднять кайт в воздух. К счастью, его легко представить наглядно.
Обратите внимание: теория ветрового окна работает для статических положений – таких, как управление кайтом, запуск и посадка кайта, водный старт – т.е. для положений, когда ваша собственная скорость невелика и ею можно пренебречь.
Ветровое окно
- Ветровое окно – это зона, в которой может летать кайт. Если упрощенно, то это четверть сферы, ограниченная землей/водой и плоскостью, перпендикулярной ветру от вашей позиции. Радиус – длина строп + купол кайта. Т.е. кайт находится всегда чуть ниже по ветру. Если вы повернетесь спиной к ветру, то ветровое окно будет прямо перед вами.
- Положение кайта в нейтральной зоне описывается с помощью виртуального циферблата. Например, кайт на 12 часов – это положение кайта в зените и т.д. по циферблату: на час, на 2.
- Циферблат чаще используется для статических положений. При движении чаще используется термин 30° и 45°. Это угол между поверхностью воды и стропами в сторону движения.
- Ветровое окно можно условно разделить на три части. Для удобства восприятия обозначим их как зеленую, желтую и красную.
Зеленую зону часто называют нейтральной зоной. Тяга кайта здесь минимальна. Самое крайнее положение нейтральной зоны – это край ветрового окна. При всех манипуляциях на берегу необходимо удерживать кайт в этой зоне (подъем и посадка кайта, перемещение по берегу и просто управление.)
Желтая зона используется уже на воде – например, при водных стартах, когда нужна повышенная тяга для разгона.
Красная зона – это зона высокой мощности. Кайт движется через эту зону очень быстро и генерирует очень много мощности. Чем сильнее ветер, тем шире красная зона.
Принципы поведения кайта в ветровом окне
Нужно понимать 3 простых принципа поведения кайта в ветровом окне:
- Кайт всегда стремится в край ветрового окна, по достижению которого замедляется и останавливается, если не направить его вниз и перестать воздействовать. Именно по этой причине, когда вы не справились с управлением, будете слышать команду "Брось планку!".
- Чем ближе к красной зоне пролетает кайт, тем быстрее он движется и больше мощности вырабатывает.
- Чем длиннее при этом траектория движения кайта, тем более длительна его тяга. Если надо быстро остановить кайт, направьте его в край ветрового окна по кратчайшему пути.
Поясним на примере запуска учебного кайта: поскольку у него маленькая мощность, то даже в силовой зоне он тянет не слишком сильно. С большим кайтом это будет слишком опасно. Итак:
- Если при запуске направлять кайт против ветра – т.е. в зеленую зону – то он долетит до края ветрового окна и там остановится. Тяга при этом минимальна. Если кайт с небольшим креном направлять в зону малой мощности, то кайт начнет медленно перемещаться по краю ветрового окна.
- Если кайт развернуть слишком сильно и направить его в сторону красной зоны, то он пролетит через всю силовую зону и при этом будет генерировать сильную и длительную тягу.
- Если направить кайт по кратчайшему пути в край ветрового окна, то мощность и длительность резко упадут. Таким образом, если всегда направлять кайт в сторону зеленой зоны, то он будет в ней оставаться и не будет сильно тянуть.
Больше подробностей об этих основных принципах – в следующем уроке.