1 Мы специализируемся на обучении кайтсерфингу и точно знаем: главное не где учиться, а у кого. Важен профессиональный подход и системность обучения. В этой серии видеороликов вы увидите, чему мы вас научим (поэтапно, по пунктам сертификата Виндрайдер). Это НЕ САМОУЧИТЕЛЬ. Этот справочный материал можно использовать, чтобы: - сложить общее представление о предстоящем: это теория для более легкого усвоения практики; - закрепить пройденное; - освежить память об изученном. Эта серия видеоуроков – содержание полного курса (12 часов обучения). Краткое. Пожалуйста, не обманитесь: для полноценного и безопасного обучения нужен грамотный инструктор (вам очень понадобится его поддержка) и целый арсенал оборудования.
2 Но место тоже имеет значение. Поэтому мы выбрали лучшие для обучения локации в наших краях. И все они на мелководьях южных лиманов и морей, совсем не в столице. Каждая хороша по-своему, и все удобны для новичков. Знакомьтесь: - Арабатская стрелка, сокращенно Арабатка (часто говорят «Геническ», совсем фамильярно – «Геныч»), Херсонская область. Водоемы – Азовское море и Сиваш. Славится восточными ветрами и морскими отмелями (а на Сиваше их еще больше). Любима многими кайтерами, поэтому бывает многолюднее других мест. - Лазурное в Херсонской области. Водоем – Джарылгацкий залив. Это километры мелководья. Тут спокойно и очень просторно. - Коблево на границе Николаевской и Одесской областей. Водоем – Тилигульский лиман. Славится термическими южными ветрами. Обратите внимание: обучаем на лимане, это закрытый водоем, и в море вас не унесет (что бы ни писали об этом месте злые языки). - Сергеевка в Одесской области. Водоем – Будацкий лиман. Очень удобная коса и мелководный лиман. Тихое место (шумная Затока в стороне). Внимание: условий для обучения в Киеве нет.
3 В Украине нет одной мекки кайтсерфинга. Кайтеры съезжаются на хороший прогноз. И мы вас приглашаем на хороший ветер: начав обучение в одной из наших школ, вы можете продолжить в любой школе нашей сети.
Подготовка кайта к запуску: как выбрать подходящее место, ловко и безопасно разложить и накачать кайт, как правильно расположить его на берегу, а затем разложить и подсоединить к нему стропы. Казалось бы, дело нехитрое, но бестолковые и неуклюжие действия – это лишние хлопоты и риск. Поэтому смотрите:
Купол
Выберите для раскладывания кайта открытое для ветра место, со свободным от препятствий берегом. Особенно важно, чтобы берег был свободен вниз по ветру.
Встаньте спиной к ветру и, держась за передний баллон, расправьте кайт.
Присоедините насос к кайту. Таким образом, вам не надо будет держать кайт руками во время его накачивания. * Ближе к центру находятся спускной и надувной клапан, либо один интегрированный. Закройте спускной клапан, если он отдельный, и присоедините насос к надувному клапану. Следите, чтобы при подсоединении насоса к кайту в клапан не попадал песок. * Внутри каждого баллона находится специальная камера из тонкого эластичного материала (она и накачивается воздухом). А песок в баллоне может привести к его повреждению (например, в процессе транспортировки) – и баллон перестанет держать давление. Также место для запуска должно быть свободно от острых предметов, способных проколоть баллон кайта в накачанном состоянии.
Теперь накачиваем кайт. Правильно накачивать кайт, больше нагружая ноги, а спину держите ровно. При накачивании кайта следите, чтобы подкупольная расстроповка лежала поверх кайта и не была запутана вокруг него. Пока кайт мягкий, это легко исправить.
Современные кайты накачиваются с одной точки: воздух в поперечные баллоны попадает через перепускные клапаны. Они должны быть открыты, когда вы качаете кайт.
Для визуального контроля давления используйте манометр на насосе. Обычно рекомендуется давление 7-8 psi (что примерно равно половине технической атмосферы или половине килограмма силы на квадратный сантиметр).
Отсоедините шланг насоса и закройте надувной клапан. Отсоедините поводок насоса от кайта.
Удерживайте кайт за центральный баллон: таким образом вы легко сможете с ним перемещаться по берегу, поскольку ветер будет его поддерживать.
Чтобы положить кайт на землю, его надо перевернуть. В зависимости от того, в какую сторону вы его собираетесь перевернуть, перехватитесь руками ближе к следующему поперечному баллону и идите к кончику крыла, одновременно переворачивая кайт.
Перевернув кайт, положите его центральным баллоном на ветер (поперечным баллоном вдоль ветра). Так ветер будет прижимать кайт к земле. При изменении направления ветра кайт надо поправить.
Если ветер сильный, то центральный баллон необходимо придавить дополнительным грузом (мешочком с песком или доской плавниками вверх, либо просто присыпать песком).
Расправьте у кайта все 4 уздечки. И лишь теперь возьмите планку.
Знание матчасти и ее систем безопасности просто необходимо для того, чтобы вы могли ею пользоваться. Начните с названий основных частей оборудования, чтобы понимать объяснения, и их назначения, чтобы представлять их действие. И сразу присмотритесь к системе безопасности: об этом "стоп-кране" надо знать с самого начала, он может пригодиться в любой момент.
Общепринятые названия
У основных элементов снаряжения есть общепринятые названия, которыми мы часто будем пользоваться и в наших уроках. Смотрите:
Кайт – управляемый воздушный змей, тягу которого можно использовать для катания.
Стропы. Тонкие и очень прочные (каждая на разрыв несколько сот килограммов).
Планка управления. Обычно говорят просто планка.
Чикенлуп. Цепляется на крюк трапеции. Устройство экстренной отцепки от кайта (как оно работает, рассмотрим позже).
Трапеция. Через нее – через силовые стропы – передается 90% мощности кайта. И только 10% – это управляющее усилие от строп, которые приходят на планку управления.
Лиш. Это часть страховочного механизма, пристегивается за страховочное кольцо. После экстренной отцепки от кайта (другими словами, отстрела), кайт остается связанным с вами посредством одной силовой стропы. В таком положении кайт теряет возможность тянуть.
Ветровое окно – ключевое понятие в теории и практике обращения с кайтом. Верное представление о нем необходимо с самого начала – даже для того, чтобы просто поднять кайт в воздух. К счастью, его легко представить наглядно.
Обратите внимание: теория ветрового окна работает для статических положений – таких, как управление кайтом, запуск и посадка кайта, водный старт – т.е. для положений, когда ваша собственная скорость невелика и ею можно пренебречь.
Ветровое окно
Ветровое окно – это зона, в которой может летать кайт. Если упрощенно, то это четверть сферы, ограниченная землей/водой и плоскостью, перпендикулярной ветру от вашей позиции. Радиус – длина строп + купол кайта. Т.е. кайт находится всегда чуть ниже по ветру. Если вы повернетесь спиной к ветру, то ветровое окно будет прямо перед вами.
Положение кайта в нейтральной зоне описывается с помощью виртуального циферблата. Например, кайт на 12 часов – это положение кайта в зените и т.д. по циферблату: на час, на 2.
Циферблат чаще используется для статических положений. При движении чаще используется термин 30° и 45°. Это угол между поверхностью воды и стропами в сторону движения.
Ветровое окно можно условно разделить на три части. Для удобства восприятия обозначим их как зеленую, желтую и красную. Зеленую зону часто называют нейтральной зоной. Тяга кайта здесь минимальна. Самое крайнее положение нейтральной зоны – это край ветрового окна. При всех манипуляциях на берегу необходимо удерживать кайт в этой зоне (подъем и посадка кайта, перемещение по берегу и просто управление.) Желтая зона используется уже на воде – например, при водных стартах, когда нужна повышенная тяга для разгона. Красная зона – это зона высокой мощности. Кайт движется через эту зону очень быстро и генерирует очень много мощности. Чем сильнее ветер, тем шире красная зона.
Кайт, как и любое крыло, создает подъемную силу вследствие обтекания его профиля набегающим потоком. Над крылом создается зона разряжения. Под крылом – зона повышенного давления. Две трети тяги создает именно зона разряжения. Поэтому, чем выше профиль крыла, тем больше его мощность, но и больше лобовое сопротивление, т.е. он хуже летит на ветер.
Угол атаки и подъемная сила кайта
Подъемная сила крыла регулируется углом атаки на ветер.
При нулевом угле атаки (когда планка в положении "от себя") зона разряжения самая маленькая – соответственно, и тяга кайта минимальна.
По мере натяжения задних строп (положение планки "на себя") угол атаки увеличивается, а вместе с ним увеличивается зона разряжения – и подъемная сила возрастает.
Подъемная сила кайта при натяжении планки "на себя" увеличивается не до бесконечности. При достижении угла срыва потока подъемная сила кайта резко падает, а увеличенное лобовое сопротивление продавливает кайт внутрь силовой зоны – и кайт проваливается в пауэрзону.
Старайтесь не допускать срыва потока, не тяните бесконтрольно планку на себя. Как только вы перетянули планку и кайт начинает проваливаться в красную зону, срочно отодвиньте планку от себя. Кайт восстановит угол атаки и выйдет в нейтральную зону.
Умение регулировать угол атаки – это один из основных навыков управления кайтом.
Итак, первый параметр управления – это угол атаки кайта на ветер.
Активация системы безопасности является очень важной частью курса. Вы должны очень хорошо усвоить этот урок. Это очень полезное умение, и важно приобрести его до возникновения острой необходимости: может понадобиться в любой момент. Эта система активируется в случае возникновения опасной ситуации. Таких ситуаций может быть множество, но все они связаны с потерей контроля над кайтом. Примеры: ошибка в пилотировании при посадке или запуске кайта, спутывание с другим кайтом, усиление ветра до неприемлемых значений, попадание кайта в сильную турбулентность, неисправное или поврежденное оборудование.
Отстрел
Если вы учитесь, находитесь на воде и не справились с управлением, достаточно просто отпустить планку: кайт при этом вылетит в край ветрового окна и упадет на воду. Условно это можно назвать первым шагом активации системы безопасности, т.е. надо просто отпустить планку, чтобы кайт восстановил угол атаки и перестал разворачиваться. В большинстве случаев этого достаточно. После того, как кайт остановился, снова берем управление и перезапускаем кайт (но это уже тема следующих уроков). Итак, первый шаг – это уменьшение угла атаки.
Второй шаг – это уже непосредственно отстрел кайта. Изучите, как работает отстрел на планке, с которой вы будете заниматься. Хотя сам механизм открывания петли у разных производителей может отличаться, суть одна: открывается петля чикенлупа, и планка отсоединяется от крюка трапеции. Ваш кайт при этом остается пристегнут к вашему лишу за одну стропу. В таком положении кайт мгновенно теряет тягу и падает на воду.
Еще раз: как это работает? Отпустите планку и выполните отстрел. Кайт, пристегнутый за одну стропу, разложится по ветру и упадет на воду без тяги.
В случаях необходимости полностью отсоединиться от кайта (например, спутывания) предусмотрен второй отстрел, который находится на страховочном лише. В этом случае кайт отсоединяется окончательно.
В этом уроке мы разберем, как безопасно запустить и посадить кайт. А точнее, как безопасно научиться благополучно запускать и сажать кайт. Для этого обучение проводится на воде. Вы с инструктором готовите кайт к запуску и выходите на мелководье.
Для запуска кайта:
Еще раз определите направление ветра.
Займите такую позицию, чтобы стропы были направлены перпендикулярно ветру.
Натяните стропы. Присоедините планку к трапеции, зафиксируйте. Присоедините страховочный лиш.
Наблюдайте за поведением купола. Если вы правильно заняли позицию, кайт будет немного флаттерить (трепыхаться) и купол не будет наполнен.
Заходите на ветер, пока купол кайта не наполнится и не перестанет флаттерить (трепыхаться). Вы достигли края ветрового окна. Сделайте еще несколько шагов на ветер; при этом купол кайта начнет немного толкаться вперед, стремясь занять нейтральное положение, а у вас на крюке начнет появляться тяга от кайта.
Если вы слишком зашли на ветер, кайт начнет слишком сильно толкаться вперед и на крюке появится слишком много тяги. В таком случае немного вернитесь вниз по ветру. С опытом вы легко сможете определять положение зоны запуска по поведению кайта и натяжению строп. Заняв нужное положение, остановитесь. Встаньте так, чтобы вы могли упереться в дно и дайте команду отпустить кайт.
Новички часто ошибаются именно на запуске кайта. Поэтому при запуске будьте готовы незамедлительно привести отстрел в действие, если что-то пошло не так.
Управляйте одной рукой, а вторую лучше держать на отстреле. В будущем эта привычка будет очень полезна при запуске кайта на берегу. Немного потяните за верхнюю стропу, чтобы направить кайт кверху.
Направляйте кайт к краю ветрового окна с креном около 15 градусов для сильного ветра и 30 для слабого, пока кайт не окажется в нужном положении.
Старт и посадка кайта всегда требуют внимательности и осторожности. Ветер − явление нестабильное. При внезапных порывах, потере контроля или неправильном подборе размера кайта вас может протащить по ветру. Поэтому убедитесь, что перед вами − вниз по ветру − нет никаких препятствий (строений, деревьев, машин и т.п.). Безопасное расстояние до препятствия при ветре средней силы − около 50 метров. Если таких условий на берегу нет, заходите в воду − особенно, если у вас мало опыта.
Правильно выбирайте размер кайта. Пользуйтесь анемометром для определения скорости ветра и выбора адекватной площади кайта в соответствии с его инструкцией. Если не уверены, лучше взять площадь кайта поменьше.
Перед поднятием кайта обязательно проверьте страховку и в любой момент будьте готовы быстро отстрелить кайт, если что-то пошло не так. Помните: земля твердая, поэтому все манипуляции на берегу должны быть особенно осторожными. После запуска кайта старайтесь держать его высоко, лучше всего отклонить его на 20-30 градусов от вертикали в сторону воды: такое положение кайта будет самым стабильным и безопасным.
В этом уроке мы подробно рассмотрим движение на воде без доски − так называемые бодидраги. Эти навыки понадобятся в будущем, чтобы перемещаться по глубокой воде при помощи кайта. Например, чтобы вернуться на берег или подобрать доску. И, хотя подбор доски мы будем рассматривать отдельно, основные навыки закладываются в этом уроке.
Рассмотрим бодидраги вправо, влево и ногами вперед.
Бодидраги вправо и влево
Наилучшее положение кайта при бодидрагах вправо и влево − 45° от поверхности воды.
Чтобы делать бодидраги вправо и влево, управляйте кайтом одной рукой − противоположной направлению галса. (Правый галс − управляете левой рукой и наоборот.)
Поставьте кайт на 45°, зафиксируйте в этом положении. Найдите удобное положение для руки, чтобы рука находилась в точке равновесия и вы могли управлять кайтом просто поворотом кисти. По готовности опускайтесь в воду и начинайте плыть за кайтом.
Переднюю руку вытяните вперед, выпрямите ноги, вытяните носки. Вытянитесь в линию. Крюк трапеции должен при этом смотреть на кайт. Положение на боку (если получается, можно даже вполоборота на спину).
Положение корпуса при этом составляет 45° к проекции строп на воду. Регулируйте угол направлением передней руки и опирайтесь на планку. Планку при этом немного притягивайте к себе, чтобы создать дополнительную тягу. Кайт будет двигать вас вперед и немного приподнимать из воды.
Обратите внимание: если угол будет слишком большой, вы будете просто плыть за кайтом, и вас будет стаскивать вниз по ветру.
Для смены направления движения медленно выведите кайт к зениту, при этом подтягивая к себе колени: так, чтобы при положении кайта на 12 часов колени оказались перед вами.
При переходе кайта через зенит смените управляющую руку и вытянитесь в противоположную сторону. Опустите кайт на 45°. Отрегулируйте положение корпуса к стропам (то есть, к проекции строп на воду) − 45°. Дрейфуйте в другую сторону. При движении вправо и влево сосредоточьтесь на удержании кайта на 45°. Чем стабильнее будет кайт, тем легче и эффективнее будут бодидраги. Если вы все сделали правильно, вы сможете набрать высоту на ветер. В будущем этот навык понадобится при подборе доски.
В этом уроке разберем теоретическую часть водного старта: предстартовое положение кайта, доски и райдера и движение кайтом, доской и телом для начала движения. Без понимания теоретической части будет сложнее освоить практическую часть.
Предстартовое положение
кайт на 12 часов (т.е. в зените)
тело сгруппировано, ноги с надетой на них доской согнуты и подтянуты к корпусу
доска на ногах вниз по ветру, поперек движения (т.е. перпендикулярно ветру)
Движение кайтом
Для выполнения водного старта краткосрочно необходима повышенная мощность кайта. Для этого выполняется стартовый мах из положения в зените в сторону движения с последующей фиксацией на 45°.
Чем больше требуется тяги, тем глубже в силовую зону посылается кайт.
В момент выполнения стартового маха вы поднимаетесь из воды, выводите свой вес на доску, и набираете скорость, минимально необходимую для глиссирования (скольжения по поверхности).
Для больших досок скорость выхода на глиссирование ниже. Поэтому при обучении используются большие доски.
После того, как вы вышли на глиссирование, сопротивление доски снижается, и мощности для поддержания движения необходимо уже значительно меньше. Кайт фиксируется в положении 45°. Для остановки кайт снова выводится в зенит. Поскольку тяга при этом будет направлена вверх, вы замедляетесь и останавливаетесь.
В предыдущих уроках вы уже отрабатывали дрейфование ногами вперед. Теперь освободите правую руку и управляйте кайтом левой рукой. Для этого отклоните кайт на час. Направьте корпус точно на кайт. Выберите такое положение руки, чтобы вы могли управлять одной кистью. Чем точнее управление кайтом, тем легче будет выполнить это упражнение. По готовности опуститесь в воду и дрейфуйте. Нельзя переводить кайт на одну сторону с управляющей рукой: в таком случае для корректировки кайта придется задействовать правую руку, которая будет занята доской. Теперь сделайте то же самое с доской в свободной руке.
Чтобы надеть доску, корпус должен быть развернут точно на кайт. Доска справа. Заведите доску между ног, чтобы не нарушить положение корпуса на кайт. Подведите левую петлю доски к левой ноге и наденьте ее. Правой рукой оттолкните от себя правую часть доски и наденьте правую петлю. Сгруппируйтесь и уже с доской на ногах продолжайте дрейфование.
Распространенная ошибка − не развернуться к доске, чтобы надеть ее. Корпус всегда должен быть повернут к кайту, иначе вас развернет, и все придется начинать сначала.
Вариант надевания доски на мелководье. Когда вы опускаетесь в воду, доска уже находится спереди. Ребро доски упирается в паховую область. При опускании левая нога над доской, правая под доской. Дальше все так же, как и на глубине.
Чтобы, так сказать, не ударить в воду лицом, к практике водных стартов стоит приступать после внимательного изучения теории и выполнения подводящих упражнений. В девятом уроке вы узнали теоретическую часть (предстартовое положение кайта, доски и райдера и действия с кайтом, доской и телом для начала движения), в десятом – подготовились к стартам, научившись надевать доску в воде, дрейфовать с надетой доской и вставать на доску, не опрокидываясь назад и не перекидываясь вперед. Теперь – практика водных стартов.
Займите предстартовое положение: кайт в зените, доска перпендикулярна стропам. Предстартовое положение корпуса: подтяните колени к груди и сблизьтесь с доской. Из такого положения вы с меньшим усилием сможете вывести свой вес на доску.
Закройте планку на 2/3. Кайт уже начинает тянуть. Сделайте плавный перевод на 45°.
Тяга у кайта при такой технике будет повышаться медленно и − что очень важно − будет длительной. Это даст возможность подкорректировать ее мощность (например, замедлив или ускорив кайт).
По мере ускорения кайта, пропорционально скорости растет и тяга. Поэтому, если тяги недостаточно, разгоняйте кайт сильнее или увеличивайте траекторию движения кайта, чтобы получить более длительную тягу, либо комбинируйте эти два способа.
Если вы чувствуете, что тяги не достаточно для старта, планку надо дожать. И наоборот: если чувствуете, что много, то приоткрыть.
Заметьте: поскольку все происходит медленно, у вас будет больше времени разобраться и с тягой кайта, и с равновесием, и с положением доски. Новичку разгонять кайт на открытой планке и затягивать ее, когда кайт уже наберет скорость, неправильно. В таком случае тяга длится меньше (а значит, должна быть мощнее) и включается резче (а значит, контролировать ее труднее). И, хотя с опытом такая техника трудностей вызывать не будет, для новичка она не годится.
Все время держите доску между собой и кайтом (подтянув колени к груди и сблизившись с доской: из такого положения легче вывести свой вес на доску). При переводе кайта (стартовом махе) доска в точности следует за кайтом. Когда кайт начнет тянуть, активно подайте плечи вперед, а таз на пятки − и как бы перекатитесь на доску. Вставайте уже после того, как выведете свой вес на доску.
Первые несколько метров направляйте нос доски за кайтом.
Выпрямите переднюю ногу, а заднюю держите согнутой. Вес перенесите на заднюю ногу и сильнее откренитесь от кайта, перенося вес на пятку задней ноги. Доска при этом начнет разворачиваться на ветер. Доведите доску до положения 45° от кайта, одновременно фиксируя кайт в положении 45° от воды.
Речь идет о подборе доски на глубине, где не будет возможности подняться на ноги и подойти к доске. В тот момент, когда вы потеряете доску, вас стащит вниз по ветру. Чтобы подобрать доску, понадобится снова набрать высоту. Придется вернуться к доске, подобрать ее, надеть и занять предстартовое положение.
Как это сделать
При потере доски переведите кайт на 45°. Эффективно это делать сразу, не теряя время и предварительно не выводя кайт в зенит. Чем быстрее вы перейдете к лавированию, тем меньше потеряете высоты.
Не тратьте время на высматривание доски, которая после падения в любом случае находится выше по ветру, а сразу переходите к набору высоты. Обычно, если вы все сделали правильно, достаточно проплыть секунд 15 в одну сторону и столько же в другую, чтобы доска очутилась ниже по ветру от вас. На обратном галсе доска уже будет в поле вашего зрения, и вы сможете скорректировать свой курс.
Если на обратном галсе доска все еще выше по ветру, не старайтесь до нее дотянуться, даже если она близко. Протяните дальше − и сможете подобрать ее на следующем галсе.
Подплывите к доске, чтобы та оказалась под правую руку. С правого галса можно и сразу подплыть к доске. С левого лучше зайти выше по ветру. Оказавшись выше по ветру от доски, переходите к дрейфованию ногами вперед. Корректируйте кайт так, чтобы доска оказалась под правую руку.
Подберите ее, наденьте, и займите предстартовое положение. (Надевание доски вы выполняли в 10 уроке.)
Если на глубокой воде вы не можете перезапустить кайт, тогда остается единственный вариант − смотать стропы и использовать кайт как средство самоспасения. Как сделать это правильно, мы и рассмотрим в этом уроке.
Проверьте, что страховка пристегнута.
Отстрелите кайт − или просто снимите его с крюка, предварительно разблокировав палец.
Проследите, чтобы планка отъехала по страховочной стропе и кайт разложился по ветру. Если этого не случилось, то сильно потяните за страховку, чтобы вытащить страховочную стропу.
Доску можно попробовать оставить на ногах / пристегнуть к себе лишем / в крайнем случае бросить.
Аккуратно, чтобы не запутаться в стропах, доберитесь до планки по страховочной стропе.
Зафиксируйте страховочную стропу на планке, чтобы она оставалась вытянутой. Излишек также намотайте на планку и тоже зафиксируйте.
Теперь, подхватив все 4 стропы, намотайте стропы на планку до подкупольной расстроповки. И тоже зафиксируйте.
Дальше, в зависимости от условий, есть несколько вариантов использования кайта. ▫️ Можно использовать кайт как спасательное средство и дрейфовать по ветру, когда ветер дует в берег или если ветер стих и вы решили доплыть до берега. ▫️ Можно использовать кайт как парус, если ветер все еще дует.
Ветер постоянно изменяется, и компенсация усиления и ослабевания ветра происходит за счет изменения угла атаки кайта. Научиться управлять углом атаки под нагрузкой и при этом удерживать кайт в заданной точке легче на берегу. Не надо будет отвлекаться на доску и можно сосредоточиться на управлении кайтом.
На берегу
Удерживайте кайт на 45°. Ноги поставьте на ширине плеч. Откренитесь от кайта, просаживаясь в трапецию, и одновременно натягивайте на себя планку, чтобы компенсировать вес, который перекладываете на кайт. Плечи при этом находятся строго над стопами. Не откреняйтесь слишком сильно, чтобы мощности кайта хватало для поддержания веса, который на него перекладываете.
Почувствуйте, как меняется тяга кайта и постарайтесь компенсировать эти изменения за счет натяжения управляющих строп. Если вас начинает перетягивать вперед, то приоткройте планку. Если тяги кайта не хватает и вы опускаетесь, то натяните. На первом этапе вы можете компенсировать неточности управления за счет стопы, упираясь больше либо на пятку, либо на носок.
Старайтесь удерживать кайт в заданной точке на 45°. Учитывайте, что при открывании планки, если не оставлять остаточное натяжение на верхней стропе, кайт будет опускаться вниз. Т.е. натяжение верхней стропы не должно быть меньше того, которое позволяет держать кайт в заданной точке при управлении одной рукой. Доходя до этой точки, рука, управляющая верхней стропой, останавливается, и дальше отпускается только нижняя стропа.
Как только добьетесь устойчивого положения кайта на 45°, встаньте на пятки (а не на полную стопу). Теперь, чтобы удержать равновесие, от вас потребуется более острая реакция на планке. Доведя управление до автоматизма, вы сможете уделить больше внимания другим элементам − например, положению доски и стойке. А главное − научитесь принимать нагрузку кайта на трапецию и не висеть на планке. Это очень важно.
Контроль скорости − очень важный этап обучения. Новички ездят либо слишком медленно (не могут разогнаться, если дует слабо), либо слишком быстро (бесконтрольно разгоняются при усилении ветра). Контролировать скорость движения нужно так:
Чтобы замедлиться
Планку от себя, чтобы снизить мощность кайта.
Сильнее нагрузить кайт (таз ниже к воде и больше просесть в трапецию).
Поскольку нагрузка от кайта при этом передается доске, чтобы доска не разгонялась, ее надо привести на ветер. Для этого надо еще больше перенести вес на заднюю пятку. Тогда доска становится на ребро и разворачивается на ветер.
Если мощность кайта меньше, чем сопротивление доски, скорость начнет падать.
Фактически, смена галса − это остановка с последующим стартом в другую сторону. Делается это так:
Остановка
Кайт на 45°.
Планка от себя.
Нагрузите кайт, перенося вес в трапецию. Таз как можно ниже к воде.
Важно помнить, что торможение происходит именно доской. Разверните доску перпендикулярно стропам. Чтобы доска меньше проскальзывала, больше давите на пятку задней ноги, чтобы поставить доску на ребро и направить ее против ветра.
Раньше, учась останавливаться, вы при этом всегда выводили кайт в зенит. Теперь вплоть до остановки оставляйте кайт в положении 45°.
Для эффективного движения против ветра нужно подходящее оборудование и толковые действия. Подробнее по порядку:
Оборудование
Кайт должен быть подобран с небольшим запасом по мощности, чтобы при движении планка была приоткрыта (в идеале − наполовину). На полностью закрытой планке кайт плохо летит на ветер.
Доска. Главный параметр − длина доски. Чем она длиннее, тем лучше идет на ветер.
Скорость
Скорость движения должна быть средняя. Не разгоняйтесь слишком сильно. Чем быстрее летит кайт, тем больше он смещается в силовую зону и сильнее тянет вниз по ветру. И, если упустить момент, разгон становится неконтролируемым. Поэтому без хорошего контроля скорости не получится ходить против ветра.
О выборе места и снаряжения, внимании к ветровым условиям, бдительности при запуске и посадке кайта, приемлемых действиях на воде и предосторожностях при выходе на глубокую воду − по порядку:
Выбор места
Выбирая место, учитывайте силу и направление ветра. Ветер должен дуть в берег: тогда вы в любом случае сможете вернуться на сушу. К тому же, ветер, который дует с берега, малопригоден для катания из-за высокой турбулентности. Исключение составляют косы в закрытых водоемах: во-первых, они не являются преградой для ветра, а во-вторых, акватория является закрытой. Но все же такие условия подходят только для опытных райдеров.
Зона старта и посадки. Для запуска и посадки кайта выбирайте широкий берег, свободный от каких-либо препятствий и по возможности с минимальным количеством отдыхающих
Акватория. Зона катания должна быть свободна от водорослей, сетей и всего, что способно препятствовать водному рестарту кайта.
В этом уроке рассмотрим основные правила расхождения на воде, которые помогут избежать столкновения. Одна из вещей, о которых всегда надо помнить: избегайте столкновения любой ценой. Если вы неопытны, то можете надеяться, что другой – более опытный – райдер примет меры, чтобы не столкнуться с вами.
Есть два основных правила: правило маневра и правило маневренности.
1. Правило маневра
Если делаете маневр, значит в любом случае теряете преимущество. Это касается любых маневров. Например, развороты, прыжки или просто смена курса. В этом случае вы обеспечиваете безопасность вашего маневра. Например: ● Перед разворотом убедитесь, что за вами никто не едет. Предпринимайте маневр только в том случае, если он не создаст помех другим участникам. ● При выполнении прыжков или других элементов убедитесь в том, что для их выполнения достаточно места.
В предыдущих уроках мы вкратце рассмотрели пункты обучения в соответствии с нашей школьной программой. Для закрепления полученных ранее навыков используются дополнительные уроки − так называемая выкатка. Это первые самостоятельные шаги в кайтсерфинге, первые занятия без тотального контроля вашего инструктора. Вы учитесь самостоятельно справляться с возникающими сложностями и при этом находитесь под присмотром своего инструктора, который в случае необходимости вам поможет.
Вы уже сами принимаете решение, что и как делать, но в случае ошибки инструктор вас всегда поправит.
Смену галса мы уже рассматривали в 16-м уроке. Она выполнялась как остановка с последующим стартом в другую сторону. Вы держали кайт на 45 градусов почти до полной остановки, останавливались с помощью доски и медленно переводили нагруженный кайт на новый курс. При этом вы каждый раз опускались в воду.
Немного ускорив смену галса, вы сможете разворачиваться. Если кайт переводить быстрее, чтобы его тяги было достаточно для поддержания вас на доске, вы будете поворачивать, не садясь в воду. Как это делается:
Остановка. Кайт на 45°. Планка от себя. Нагрузите кайт, перенося вес в трапецию. Таз ниже к воде. Больше давите на пятку задней ноги, чтобы поставить доску на ребро и развернуть ее перпендикулярно стропам, обеспечивая таким образом эффективное торможение.
По мере остановки начните переводить кайт в обратную сторону. Чтобы поддержать себя на доске, по необходимости прикрывайте планку.
Синхронно с кайтом разверните доску. Сначала направьте нос доски за кайтом (в новом направлении) и выведите вес на доску. Набрав начальную скорость, нагрузите трапецию и перенесите вес на заднюю ногу. Таким образом вы выведете доску и кайт на новый курс.
Ходите короткими галсами: так вы увеличите количество повторений и добьетесь уверенного выполнения разворотов.